Расскажите
педагогам о приемах работы над итоговым сочинением. Раздайте ученикам
памятки.
Этот прием подходит для работы по теме, которая сформулирована в вопросительной форме. Кратко ответьте на вопрос, обозначенный в теме. Теперь подумайте, на какие вспомогательные вопросы нужно ответить, чтобы дать развернутый ответ. Ответы на вспомогательные вопросы станут микротемами абзацев вашего сочинения.
Представьте, что сочинение — это лестница. Подножие лестницы — основная мысль, ступени — аргументы, которые вы используете для ее раскрытия. На вершине лестницы — вывод, к которому вы приходите в конце рассуждения.
В примере выше на ступени
3 можно использовать литературные аргументы: Чацкий в комедии «Горе
от ума» А. Грибоедова, Базаров
в романе И. Тургенева «Отцы и дети», Ларра
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Литературную основу удобно записывать рядом с соответствующей ступенью.
Лестницу можно заполнить
и вопросами, если вам удобнее работать в такой форме.
Этот прием используйте для
сочинений, темы которых сформулированы с помощью цитат. Прочитайте цитату.
Попробуйте поставить себя на место автора. Подумайте, почему автор цитаты
высказался именно так. Если вам известны биографические факты об авторе,
попытайтесь предположить контекст, в котором автор мог бы высказаться так.
Кластер – это объединение
нескольких однородных элементов. Чтобы понять, что написать в сочинении,
начните работу с определения ключевых слов темы. Запишите ключевые слова по
выбранной вами теме. Затем объедините ключевые слова в группы – кластеры.
Используйте этот прием, чтобы
избавиться от боязни чистого листа. Бывает сложно начать работу, когда ваш лист
для записи чист. Поэтому начните работу с создания «дневника памяти». Запишите
все, что придет вам в голову по теме: ассоциации, цитаты, ключевые слова, свои
мысли.
Этот прием отличается от
кластеризации тем, что позволяет сразу начать работу и не концентрироваться на
выделении ключевых слов. Когда вы создадите «дневник памяти» по теме, вы
поймете, достаточно ли у вас материала, чтобы написать сочинение по выбранной
теме.
Когда работаете над сочинением,
включайте в него только ту информацию, в которой уверены. Используйте для
аргументации тексты тех произведений, которые читали сами. Не полагайтесь на
пересказы и краткие описания из интернета: в них часто встречаются ошибки.
Если вы приводите в сочинении цитату, но сомневаетесь в ее точности,
используйте косвенную речь.
Этот прием используйте, чтобы найти
в тексте ошибки. Когда вы читаете текст с первого предложения, вы отвлекаетесь
на его смысл и можете не заметить орфографические, пунктуационные и другие
ошибки. Поэтому читайте текст с последнего предложения. Это позволить взглянуть
на сочинение по-новому и сосредоточиться на проверке грамотности.
Обведите все знаки препинания
в тексте. Визуально оцените текст. Если вы видите крупный отрезок
текста, в котором нет ни одного знака, — это повод задуматься
и перепроверить расстановку знаков препинания.
Подчеркните в тексте все
длинные слова. Длину оценивайте визуально. Проверьте, правильно ли
написаны подчеркнутые слова.